Выбрать новости и
публикации по теме
Выбрать новости ИТ-отрасли по брендам

Новости ИТ-отрасли / Новости компании / Лента Ит-Форума


19.01.2018

Интервью TAdviser: ИТ-директор Новосибирской области Анатолий Дюбанов об ИТ-стратегии региона




TADVISER: Существует ли в Новосибирской области стратегия развития ИКТ? Если да, то в чем ее основные направ

ления?

АНАТОЛИЙ ДЮБАНОВ: В 2017 году было принято два важных федеральных стратегических документа, формирующих единый государственный подход в сфере применения информационных и коммуникационных технологий: «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» и программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Они определили основные параметры разработки региональных документов, над которыми мы сейчас работаем.


В регионе сформированы и реализуются государственные программы «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области на 2015-2020 годы» и «Построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в Новосибирской области на 2016-2021 годы». Программы основаны на целях и задачах региона, а также на глобальных технологических трендах.


Документы учитывают также основные направления Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Национальной технологической инициативы, региональных документов стратегического планирования.


Основные усилия сконцентрированы на внедрении региональных информационных систем в сферах, имеющих важное социальное значение, в том числе направленных на совершенствование механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг и автоматизацию процессов взаимодействия граждан и государства.


Деятельность Правительства Новосибирской области осуществляется по следующим основным направлениям:

  • развитие базовой инфраструктуры информационного общества и электронного правительства;
  • развитие телекоммуникаций и содействие повышению доступности и качества услуг связи;
  • развитие технической и технологической основы обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также развитие геоинформационной системы и региональной навигационно-информационной системы.

Политика Новосибирской области в сфере применения информационных и коммуникационных технологий направлена на развитие информационного общества, интеграцию региона в процессы формирования национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических приоритетов.


В стадии обсуждения сегодня Концепция реализации проекта «Умный регион», которая в соответствии с федеральной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» задаст направления инновационного развития Новосибирской области за счёт совершенствования способов управления регионом, его экономикой, социальной сферой, жизнеобеспечением, транспортной системой и экологией с помощью интеллектуальных цифровых технологий. 



TADVISER: По итогам 2016 года согласно данным Росстата 50,6% жителей Новосибирской области заказывали госуслуги в электронном виде. Этот показатель у области находится на среднем уровне по стране. Какие шаги вы предпринимаете для роста популярности электронных госуслуг?
 

АНАТОЛИЙ ДЮБАНОВ: Да, действительно по итогам 2016 года 50,6% жителей Новосибирской области использовали механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.


В 2017 году проведена большая работа, направленная на повышение рейтинга Единого портала госуслуг в нашем регионе. В результате за девять месяцев 2017 года количество пользователей в Новосибирской области увеличилось на 351 тыс. человек. В настоящее время на Портале зарегистрировано более 1 млн. жителей Новосибирской области (1 160 816 чел.)


В число основных направлений деятельности, направленных на повышение популярности электронных госуслуг и качества их оказания, вошли:

  • технологические мероприятия по доработке информационных систем, участие в проекте «Мультирегиональность ЕПГУ» (переход с регионального портала 54.gosuslugi.ru на gosuslugi.ru, редизайн региональных и муниципальных услуг, перевод в электронный вид отдельных административных процедур, таких как оплата госпошлины, запись на прием, досудебное обжалование и др.);
  • координация работы областных органов власти и органов местного самоуправления в сфере популяризации электронных госуслуг;
  • мероприятия по популяризации электронных госуслуг, информационные, разъяснительные, обучающие мероприятия по работе с порталом госуслуг;
  • мероприятия по взаимодействию с МФЦ.

В рамках технологических мероприятий ведется работа по модернизации ведомственных информационных систем, связанных с процессом оказания государственных и муниципальных услуг.


Так, одним из новшеств можно назвать разработку механизма фоновой регистрации заявителей при обращении в МФЦ. При заказе любой услуги в МФЦ производится автоматическая проверка наличия регистрации гражданина в ЕСИА. Если гражданин еще не зарегистрирован, то оператор в процессе оказания услуги получает соответствующее уведомление и предлагает заявителю зарегистрироваться или подтвердить личность. Данный механизм позволяет не отвлекать оператора МФЦ от процесса оказания услуг и, таким образом, не увеличивает время ожидания заявителя.


Также, одним из обязательных требований к государственным информационным системам Новосибирской области является наличие авторизации через ЕСИА.


Так, с ЕСИА интегрированы как публичные информационные ресурсы, такие как электронный дневник, интерактивный портал службы занятости, портал «Электронная демократия Новосибирской области», так и информационные системы внутреннего пользования – системы Охота, межведомственная автоматизированная информационная система, региональный сегмент «Контингент обучающихся», АИС МФЦ и другие.


В рамках пилотного проекта «Мультирегиональность», реализуемого совместно с Минкомсвязью РФ, «Ростелекомом» и компанией «РТ Лабс», в области уже осуществлен переход от «синего» портала к «белому». Около 60 наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг до конца года будут переведены на новый дизайн, 10 из них будут доступны в мобильном приложении «Госуслуги». В качестве пилотной апробации в мобильном приложении уже появилась первая региональная услуга Новосибирской области по проверке очереди на предоставление земельного участка.


По 10-ти платным госуслугам планируется реализовать возможность онлайн-оплаты, по 5-ти из них для физических лиц будет возможность заказать услугу со скидкой в 30% (на юридические лица скидка не распространяется).

Кроме того, сейчас в рамках проекта «Мультирегиональность ЕПГУ» запускается пилот по оповещению гражданина о доступных услугах, связанных с наступлением той или иной жизненной ситуации, оповещение пользователя будет производиться по всем возможным каналам информирования.


На площадках города Новосибирска и области проводятся различные мероприятия по популяризации электронных госуслуг, в том числе в выездном формате. Яркий пример – акция «Госуслуги, не отходя от рабочего места». Специальная бригада мобильных офисов МФЦ выезжает на крупные предприятия региона и без отрыва сотрудников от работы регистрирует их на Едином портале госуслуг и рассказывает о преимуществах получения госуслуг в электронном виде. В течение 2017 года проведено более 40 таких мероприятий.


Также для популяризации электронных госуслуг были изготовлены и размещены информативные плакаты, листовки и буклеты общим тиражом более 700 тыс. экземпляров.


В рамках расширения доступа населения Новосибирской области к Единому порталу госуслуг на сегодня открыто 1102 центра обслуживания пользователей портала госуслуг (5-ое место в России). А во всех 490 муниципальных образованиях размещены пункты регистрации ЕСИА.



TADVISER: В 2016 году президент Путин дал поручение исключить дублирование при развитии федерального и региональных порталов госуслуг. Какова ваша стратегия в этом направлении? Как вы оцениваете перспективы региональных порталов в целом? 


АНАТОЛИЙ ДЮБАНОВ: В этом плане мы всегда придерживались и придерживаемся позиции федерального центра и говорим, о том, что главное преимущество для новосибирцев – единая точка доступа ко всем государственным и муниципальным услугам, вне зависимости от того, какое ведомство оказывает услугу – федеральное, региональное или муниципальное.


Ранее я упомянул о проекте «Мультирегиональность ЕПГУ», который обеспечивает гражданам единую точку доступа к федеральным, региональным и муниципальным электронным госуслугам. До конца 2017 года ожидается завершение пилотирования этого проекта. В том числе будет реализован ряд новых административных процедур в электронном виде – запись на прием в ведомство, онлайн оплата, досудебное обжалование. В результате госуслуги будут доступны в новом, интуитивно-понятном интерфейсе с расширенными возможностями по взаимодействию с органами власти. 


TADVISER: Новосибирская область первой среди регионов России воспользовалось новыми возможностями ЕПГУ и вывела региональную услугу в Мобильное приложение «Госуслуги». Как вы оцениваете новую концепцию развития ЕПГУ и в чем ведите преимущества для населения и региона? 


АНАТОЛИЙ ДЮБАНОВ: Известно, что в октябре 2016 года объем использования интернета с планшетов и смартфонов впервые превысил показатель персональных компьютеров - 51,3% против 48,7%.

Учитывая такую тенденцию, важно поддерживать мобильные решения и в государственных электронных сервисах. В качестве пилотной апробации в мобильном приложении «Госуслуги» появилась первая региональная услуга Новосибирской области по проверке очереди на предоставление земельного участка. В дальнейшем планируется вывести в мобильное приложение наиболее востребованные региональные и муниципальные услуги.


Всего будет порядка 30 наиболее востребованных гражданами услуг – предоставления ЖКУ, запись в школу, электронный дневник, журнал, разрешение на охоту, пособия молодым родителям, выдача выписок из реестра имущества, услуги Гостехнадзора.



TADVISER: Как будет трансформироваться роль МФЦ в связи с дальнейшим переходом госуслуг в онлайн? 


АНАТОЛИЙ ДЮБАНОВ: Основной идеей создания системы МФЦ является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От заявителя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.


В дальнейшем планируется освободить получателя от необходимости подавать заявление в МФЦ, альтернативой станет возможность подачи заявления через Единый портал госуслуг, а вот результат по многим услугам удобнее будет получить в МФЦ. В настоящее время работы по реализации такого механизма завершаются. Для пилотирования выбрана услуга по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, потому что для нее не нужно предоставлять документы личного хранения.

 

TADVISER: Есть ли в стратегии развития региона планы по привлечению и развитию ИТ-компаний? Существуют ли региональные льготы и другие меры поддержки для этого?
 

АНАТОЛИЙ ДЮБАНОВ: Новосибирская область стала одним из первых регионов в Российской Федерации, где введена налоговая преференция для крупных ИТ-компаний в виде снижения ставки налога на прибыль с 20% до 15,5% (в части, зачисляемой в региональный бюджет). Эта льгота действует в регионе с 1 января 2015 года.


Введение налоговой льготы способствует росту числа крупных ИТ-компаний в регионе, как за счет устранения препятствий для роста малых и средних компаний, так и за счет привлечения новых. Значимым преимуществом для инновационных компаний является и возможность использования технологической инфраструктуры мирового уровня «Академпарка» и кластера информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области.


Также для инновационных компаний, в том числе ИТ-компаний, доступны субсидии на подготовку, осуществление трансфера и коммерциализацию технологий и субсидии научно-производственным центрам на проведение работ по созданию новых технологий и материалов и на приобретение специального оборудования. 


TADVISER: Как вы оцениваете ситуацию с ИТ-кадрами в регионе? Происходит ли развитие кадрового потенциала? 


АНАТОЛИЙ ДЮБАНОВ: ИТ-отрасль Новосибирской области является, пожалуй, одной из лидирующих в России по динамике развития, количеству организаций, а также численности и качеству кадров. Тем не менее, построение цифровой экономики требует от нас не просто увеличения числа ИТ-специалистов, а выработки новых подходов к их подготовке.


В Новосибирских вузах качество подготовки подтверждено уже десятилетиями. Новосибирский государственный университет (НГУ), который является участником проекта ТОП 5-100, и Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), ставший в этом году региональным опорным университетом, занимают ведущие места не только в российских, но и международных рейтингах, выпускники вузов востребованы на рынке труда.Для решения проблемы кадрового обеспечения отрасли ИКТ выстроено взаимодействие между органами власти, высшими учебными заведениями и инновационными компаниями.


Одно из важных направлений подготовки специалистов сегодня – формирование программ, курсов и даже специализированных кафедр.


Так, в Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики работают базовая кафедра компании «Ростелеком» «Инновационные инфокоммуникационные системы», кафедра дополнительного образования компании AT Consulting, «Smart сity», на которую уже прошел второй набор, открыта магистратура по этому направлению, а также работает научно-образовательный центр для наукоёмких промышленных предприятий.


В Новосибирском государственном университете создан Центр компетенций по смарт-технологиям для подготовки кадров для Смарт-сити, Цифровой медицины и Умных сетей в энергетике.


В Сибирском государственном университете геосистем и технологий приступили к подготовке уникальных специалистов в сфере навигационных технологий и создания пространственных данных.


В рамках программы реиндустриализации реализуется подпрограмма «Кадры реиндустриализации», ориентированная на «выращивание» креативной молодежи и подготовку высококвалифицированных кадров для высокотехнологичных сегментов экономики, разработана Концепция школьного инженерного образования на основе НТИ, международных стандартов инженерного образования CDIO.


Формируется региональная модель непрерывного инженерного образования – «общее и дополнительное образование – ВПО (СПО) – предприятие», предполагающая глубокую интеграцию всех ступеней образования в условия производства, включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность в вузах и в производственный процесс, стажировки на предприятиях, выполнение проектных задач по заказу работодателей.


Источник: www.tadviser.ru



Поделиться:   

Возврат к списку


Новости по этой теме:



Подписаться на новости!